Что такое метод БОС? Консультация учителя-логопеда Зажмилиной С.А. /Dokyment/chto_takoe_metod_bos.doc
Красноречие. Консультация учителя-логопеда Ивановой Н.В. /Dokyment/krasnorechie.docx
Зондовый массаж Новиковой. Коррекция речи. Консультация учителя-логопеда Ивановой Н.В. /Dokyment/zondovyj_massazh_novikovoj-korrekcija_rechi.docx
Развитие речи с раннего детства
Еще недавно вы умилялись детскому лепету малыша, записывали забавно исковерканные слова в тетрадку, цитировали их родным и подругам. А сегодня обеспокоены: почему ребенок так говорит? Стоит ли бить тревогу? Чем грозит нарушение речи? К какому специалисту обращаться за помощью?
Количество детей, имеющих речевое нарушение, ежегодно увеличивается. Причины разнообразны: от патологии внутриутробного развития плода до социальных, межличностных отношений в семье. Разнообразны и нарушения речи: от искажения 2-3 звуков до полного ее отсутствия.
К логопеду можно обращаться в любом возрасте: как в младшем, так и в старшем дошкольном, в школьном и даже во взрослом. Если нет анатомических непреодолимых преград, то звукопроизношение можно исправить всегда.
Другое дело, если имеется нарушение всех компонентов речи ребенка: бедный словарный запас, отсутствие фразы (предложения), неумение составлять рассказ по картинке, рассказать знакомую сказку, многочисленные ошибки в речи (пропуски слогов, неверные окончания…). При таком системном недоразвитии речи ребенок ограничен в общении со сверстниками и взрослыми, не может успешно обучаться в школе, ...............
Так как речь является лишь одной из функций психической сферы человека, то ее нарушение ведет к дисгармоничному взаимодействию с ее составляющими. Наличие речевого дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психического развития ребенка. Прежде всего, это проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, памяти и мышления. Таким детям свойственны неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Своеобразно и поведение таких детей: одним присущи повышенная возбудимость, раздражительность, негативизм, другим- заторможенность, апатичность, чувство неполноценности от сознания своего дефекта.
Когда легче исправить речь? Чем раньше, тем легче! Даже можно предупредить неправильное формирование речи, если вовремя проконсультироваться у специалиста.
Так, до 1 года можно пройти осмотр логопеда по поводу правильности строения артикуляторного аппарата: твердого и мягкого неба, губных и язычных уздечек и т.д.
Обращайтесь к логопеду если ребенок: - к году не может произнести ни слова
- не выполняет простейшей просьбы (покажи, принеси, возьми)
- не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечание по поводу неправильного поведения. В 2 года нужно обращаться к логопеду, если речь малыша самостоятельно не развивается. - отсутствует фраза;
- ребенок плохо понимает обращенную к нему речь;
- произносит только отдельные слоги («па» - палка);
- один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги («нана», означающее все что угодно). В 3–4 года надо обратиться к специалисту для определения уровня речевого развития, чтобы вовремя помочь малышу при отставании.
Обращайтесь к логопеду если вы заметили: - не отвечает на простейшие вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?»,
- речь аграмматична неправильно использует падежные окончания имен существительных, предлогов;
- неправильно произносит большую часть звуков – дефект смягчения –( «тяпки» вместо «тапки», «дём»- дом), искажает звуки «с», «з», «ц», «ч», «щ», смешивает – «ш» на «с» («сапка»- «шапка»), а «ж» на «з» («заба» -«жаба»);
- употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов;
Необходимым условием в коррекции речи ребенка является посещение им специализированной группы детского сада, где он получит квалифицированную помощь в течение всего дня, общаясь со сверстниками и взрослыми. К 5 годам речь должна быть полностью сформирована.
Консультацию подготовил учитель-логопед высшей квалификационной категории Иванова Н.В.